В прошлом месяце на площадке «Гражданин страны Росатом» проходила интернет-конференция «Бизнес в Нововоронеже – реальный путь». Проанализировав полученные результаты, мы решили создать еще один проект на тему бизнеса. Получив целый ряд вопросов, касающихся ведения бизнеса и проблем, возникающих в процессе, мы готовы ответить на них посредством этого текста.
Сразу оговоримся, что охватить весь спектр сложных взаимоотношений предпринимателя и клиента в рамках одной статьи невозможно. Поэтому мы остановимся на наиболее, с нашей точки зрения, важных вещах, а также укажем различные источники, чтобы в дальнейшем вы смогли сами черпать новую информацию.
Переговоры – важнейший элемент любого бизнеса. От умения вести диалог в правильном для вас ключе будет зависеть конечный результат вашей деятельности. Именно поэтому стоит обращать особое внимание на этот процесс.
Существует целый ряд интересных и полезных материалов для ознакомления в этой теме. Предлагаем ознакомиться с наиболее знаменитыми из них.
Признанным бестселлером в этой сфере является работа «Переговоры без поражения. Гарвардский метод», написанная Роджером Фишером (директор исследовательского проекта по переговорам в Гарвардском университете), Уильямом Юри (один из основателей Гарвардского переговорного проекта, в рамках которого он руководит программой, посвященной глобальным переговорам) и Брюсом Патоном (заместитель директора Гарвардского переговорного проекта, преподает юриспруденцию в Гарварде. Известный адвокат, обучал искусству ведения переговоров дипломатов и руководителей крупных корпораций во всем мире).
Книга отвечает на такие сложные вопросы, как: «Как управлять конфликтными ситуациями, защититься от манипулирования и грязных приемов, которые применяют недобросовестные партнеры?» и «Как адекватно реагировать на нестандартное поведение собеседника и предлагать альтернативные решения?».
Авторы, ведущие специалисты Гарвардского переговорного проекта, предлагают простой и доступный метод принципиальных переговоров, который учит воспринимать оппонентов как соучастников решения проблемы, а не как собственных врагов. Метод принципиальных переговоров можно использовать в любых ситуациях – от обсуждения семейных планов на отпуск до решения международных конфликтов.
Vector (https://vector.education/) предлагает еще 5 книг, которые помогут прокачать свои навыки переговорщика.
Система Кэмпа – конкретные и практичные советы, которые можно применить в любых областях жизни. Кэмп учит не зависеть от результата переговоров, который вы не можете контролировать, и сконцентрироваться на том, чем вы можете управлять.
Во второй книге Кэмпа меньше историй из жизни, но больше практики. Книга учит избегать прямых отказов людям, не вовлекаться в преждевременные пагубные ожидания и избавляться от убыточных и невыгодных контрактов. Подойдет как тем, кто не читал первую книгу, так и тем, кто уже прочел «Сначала скажите “нет”» и хочет освежить теорию.
Кеннеди объясняет стратегию переговоров на примерах и реальных ситуациях. Он делит всех, кто ведет переговоры, на четыре категории: осел, овца, лис и сова. В начале каждой главы есть тест, а в самой главе автор обсуждает ситуации из жизни и дает ответы-комментарии к тесту. Кеннеди учит не манипулировать, а договариваться с другими людьми.
В книге много исторических примеров. Авторы учат, что тактика и приемы ведения переговоров – только одно измерение переговорного процесса. Для заключения сделок опытные переговорщики используют два других измерения. Во-первых, они «проектируют сделку», включают в переговорный процесс ценных партнеров и тщательно анализируют их интересы. Во-вторых, они создают благоприятные исходные условия для ведения переговоров и берут на себя инициативу в переговорах задолго до личной встречи со своими оппонентами.
Классика переговорного жанра; тираж книги превысил два миллиона экземпляров. В книге много примеров из жизни, которые помогают лучше понять материал. Чалдини учит распознавать приемы убеждения и противостоять им.
Еще одним полезным источником для предпринимателей следует считать статьи, рассказывающие о хитростях и возможных трудностях в реализации различных идей в самых разных сферах бизнеса.
К примеру, на вопрос, как получать выше рынка, если вы занимаетесь частной практикой, можно найти ответ в следующей статье «Тинькофф Журнала». Иными словами, если вы самостоятельно оказываете услуги клиенту, и вам интересно, откуда берется «рыночная цена», как правильно повысить цену за свои услуги, что при этом необходимо сделать и как думает среднестатистический клиент, то эта статья поможет вам найти ответы.
Интересными для предпринимателей могут оказаться «практические» статьи, в которых авторы рассказывают об удачном опыте по построению бизнеса с нуля. Так, в одной из статей анализируется опыт по созданию своей пекарни, а в другой – информация о том, как открыть заведение по франшизе. В обеих статьях приведены конкретные цифры: сколько стоило открыть, поддержать и развить бизнес, выведены точечные рекомендации и замечены возможные проблемы, с которыми можно столкнуться.
Еще один полезный информационный ресурс Финаграм – ресурс, который ориентирован на повышение финансовой грамотности граждан. В разделе «статьи по теме “Предпринимательство”» можно обнаружить массу полезной информации. К примеру, ответы на вопросы: «Где взять финансирование на свой проект?», «Лучшие мобильные банки для бизнеса», «Как придумать прибыльную идею для бизнеса» наверняка хочет получить любой предприниматель.
В заключение предлагаем вам обратить внимание на следующие онлайн-ресурсы в сфере финансовой грамотности, о которых не было сказано в тексте:
В интернете можно найти также массу интересных подборок про Telegram-каналы для предпринимателей. Предлагаем ознакомиться с коротким списком из некоторых подобных каналов.
@marketologmanager (ссылка откроется в приложении Телеграм)
Канал с краткими обзорами новинок бизнес- и нон-фикшн литературы с удобной навигацией по хештегам.
Канал, который собирает все самое интересное и свежее в одном ежедневном выпуске. Свою деятельность позиционирует как «Удобно, Лаконично, Полезно».
Александр Горный, директор по стратегии и анализу в Mail.Ru Group, ежедневно пишет про один новый малоизвестный стартап, а также делится своими мыслями про рынок.