С 12 мая по 05 июня на постоянной дискуссионной площадке активных граждан «Гражданин страны Росатом» проходил опрос, посвященный определению векторов развития Заречного.
Наибольшее количество ответов ( около 90%) получил вариант «Заречный – научно-образовательный центр».
На сегодняшний день, руководством города и региона уже предпринят ряд шагов в этом направлении. К примеру, 04.05.2012 решением Собрания представителей г. Заречного Пензенской области была принята Стратегия социально-экономического развития города до 2020 года. Главными приоритетами социально-экономического развития были заявлены: формирование научно-образовательного и инновационного центров, повышение экологической эффективности городского хозяйства, модернизацию социальной среды города и его продвижение в информационном пространстве.
Реализация стратегических приоритетов формирования в г. Заречном научно-образовательного пространства предполагает привлечение высших учебных заведений в реализацию практико-ориентированных образовательных программ, разрабатываемых совместно с предприятиями города. В целях мотивации детей и молодежи для поступления на технические специальности ВУЗов реализуется модель «непрерывного технического образования детей и молодежи». В рамках проекта «Одаренные дети», реализуемого в сотрудничестве с высшими учебными заведениями страны технической направленности, юные зареченцы приобщаются к техническому творчеству, начиная с подготовительной группы детского сада вплоть до первых курсов ВУЗа.
В рамках данного стратегического направления были разработаны следующие векторы развития:
Таким образом, итоги опроса подтверждают правильность выбранного стратегического направления, они показывают, что усилия власти и общества направленны в одну сторону. Этот факт является ключевым для гармоничного развития города, региона, страны. Одна из самых сложных задач для обеих сторон (и для власти, и для общества) – это привести в состояние консенсуса профессиональную и управленческую экспертизу и весь спектр мнений и пожеланий жителей, являющихся источником власти.
В опросе также был поднят вопрос о возможном пути реализации выбранного варианта. Превалирующая часть ответов была посвящена градообразующему предприятию – заводу Старт, а именно созданию на предприятии базовой кафедры университета. Это позволит более эффективно координировать усилия научного сообщества и практиков, обучать молодых специалистов в непосредственной близости от производства, наладить систему повышения квалификации специалистов, создав тем самым систему непрерывного образования.
Мы должны использовать опыт предыдущих лет и поколений, брать механизмы в случае, если они не потеряли актуальность или их можно осовременить. Именно поэтому создание образовательного центра при предприятии, введение институтов наставничества, эффективного передачи опыта от старшего поколения, популяризация технических специальностей – важнейшая часть процесса развития и модернизации.