Проект «Легенды «Росатома». Вячеслав Соловьев, научный руководитель  ФГУП «Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» (ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ»)  Новости / Новости / Гражданин страны Росатом
  • О площадке
  • Новости
  • Медиатека
  • Мероприятия
  • Города
  • Конкурс
  • Фото
  • Галерея гордости
  • Вход
  • Регистрация
  • Главная
  • Новости
  • Проект «Легенды «Росатома». Вячеслав Соловьев, научный руководитель ФГУП «Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» (ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ»)

Проект «Легенды «Росатома». Вячеслав Соловьев, научный руководитель ФГУП «Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» (ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ»)

24 Июня 22
108

Была в группе девушка, у которой родители жили в этом городе. И когда я сказал, что собираюсь туда, она говорит: «А, бомбами заниматься!»

Когда всё это начиналось, сюда были привлечены лучшие физики Советского Союза.

Родился в Кировской области, там и заканчивал среднюю школу. Среднюю школу закончил в поселке Ва́хруши. Это рабочий поселок в 25 километрах от областного центра, от Кирова. Закончил школу с серебряной медалью. Физика мне нравилось, еще в школе занимался, участвовал в олимпиадах и в районных, и в областных. Поступил в университет сразу после окончания школы, в Казанский государственный университет на физический факультет. После третьего курса перешел на кафедру теоретической физики и закончил университет с отличием в семьдесят первом году. Закончил со специальностью физик-теоретик.

В это время приехали специалисты из Ядерного центра, провели собеседование, предложили поехать сюда на работу. Самое, наверное, интригующее было то, что до конца нам не говорили куда, в какое место, чем заниматься. То есть, говорилось о том, что будем заниматься ядерной физикой, а где, на каких условиях, что – это нет. И даже когда я приехал сюда, мне было сказано – явиться туда-то. В Арзамас я приехал. Пройти в такой-то дом, и там тебе все объяснят и скажут. И оттуда забрали, и привезли.

Сомнений не было, мы были все патриотически воспитаны и правильно настроены. И поэтому, в этом отношении сомнений не было. Меня как физика-теоретика пригласили в теоретическое отделение, которым тогда руководил Юрий Алексеевич Трутнев. И вот более 35 лет я работал в этом теоретическом отделении под руководством Юрия Алексеевича Трутнева. Затем я стал директором Института теоретической математической физики. То есть, в течение уже почти 10 лет я являюсь директором Института теоретической математической физики. А два года назад стал еще и научным руководителем Ядерного центра.

Я пришел и занимался на начальном этапе вопросами газодинамики, физики взрыва, вопросами, связанными с возможностью локализации этих взрывов. Была идея Андрея Дмитриевича Сахарова – это создание атомной энергетики с помощью проведения ядерных взрывов в замкнутых камерах, с полным удержанием продуктов взрыва и их локализации в этих уникальных камерах. Если говорить о применении, как источника электроэнергии, то это мирный атом. Хочу сказать, что на самом деле, вопросы мирного использования атома – они фактически с первых дней образования института здесь всегда обсуждались, развивались. Ведь не случайно Россия первой построила атомную станцию, первой запустила атомный ледоход. И все это было сделано в очень короткий период: в следующем году мы будем отмечать 70-летие испытания первой атомной бомбы, 1949-й год, а в 1953 году – уже первая атомная станция.

Так получилось, что в годы перестройки, когда был довольно жестокий кризис работ по основной тематике, мы вынуждены были искать направления конверсионной деятельности, когда об этом много говорили. И мы тогда активно занимались созданием российских программ для анализа вопросов безопасности реакторов. И, когда Россия выиграла проект атомной станции в Ляньюньгане [Тяньваньская АЭС, Китай], и встал вопрос об обосновании и безопасности этого проекта, тогда мы несколько программных комплексов довели, создали свои программные комплексы и передали их «Атомэнергопроекту» Санкт-Петербургскому.

Проводили экспериментальные исследования, специальные экспериментальные стенды были здесь созданы. Это исследования вопросов горения водорода, это исследования и моделирование различных аварийных ситуаций. То есть, этот достаточно серьезный объем работ нами был выполнен в интересах атомной энергетики, то есть в интересах мирного атома.

Я бы сказал, что мы всегда гордились и гордимся тем, что ядерное оружие в России создано – первое. Что ядерное оружие у нас эффективное, безопасное – у нас не было ни одного инцидента с ядерным оружием. И надежное ядерное оружие. Мы уверены, что оно не уступает американскому ядерному оружию. А нам доводилось работать с американскими специалистами из оружейных лабораторий. Особенно в этот период потепления: мы выезжали к ним, они приезжали к нам. И мы видели, что мы не уступаем им ни в чем, а где-то даже в некоторых областях знаний и превосходим.

Появляются новые виды вооружений: появляется лазерное оружие, появляется оружие направленной энергии. Но ядерное оружие по своей разрушительной силе и мощи, оно пока ничем не превзойдено. Оно именно своей грозностью и позволяет уже 70 лет нам жить в мире, потому что все понимают, что не надо такое оружие никогда использовать и применять. Это оружие сдерживания.

Мы гордимся тем, что ядерные взрывы мы использовали только в мирных целях. А какие это взрывы? Это и тушение газовых фонтанов с помощью ядерных взрывов, было и такое. Это и создание специальных подземных полостей для хранения газоконденсата. Это были и направления работ, связанные с проведением ядерных взрывов. Например, был такой проект «Поворот сибирских рек». Планировали с помощью ядерных взрывов провести канал. Слава Богу, до этого не дошло! Но, что хочу сказать – что Советский Союз, Россия никогда не проводила ядерных взрывов в военных целях.

Сегодня очень большой объем работы в Институте проводится в интересах гражданских отраслей, в интересах предприятий оборонно-промышленного комплекса, но не в направлении ядерного оружия. Вот эти направления работ сегодня активно развиваются: это и развитие суперкомпьютерных технологий, развитие наших ядерных технологий применительно к обычным вооружениям, есть такое у нас направление работ. Я бы хотел отметить, что тематика направлений деятельности центра резко возросла и расширилась.

Двадцатый век – это век такого бурного развития физики. Сейчас есть какая-то, я бы так сказал, стагнация. Но это, наверно, состояние перед следующим скачком, который должен быть. Я верю!

Видео интервью с В. Соловьевым в рамках проекта "Легенды Росатома"

Поделиться

Теги

Заречный (Пенза) (86) Саров (86) Железногорск (78) Трехгорный (51) Лесной (69) Курчатов (52) Десногорск (61) Москва (24) Нововоронеж (35) Удомля (61) Глазов (89) Ангарск (46) Новоуральск (63) Зеленогорск (47) Снежинск (64) Волгодонск (3) Северск (3) Димитровград (1) Сосновый Бор (2) Заречный (Свердловская обл) (8) Краснокаменск (12) Полярные Зори (1) Мнение мэра (1) Заречный (2) Заречный (СО) (1) Зеленогрск (1)
© ГРАЖДАНИН СТРАНЫ РОСАТОМ, 2018-2023

Постоянно действующая дискуссионная площадка сообщества активных граждан «Гражданин страны Росатом».

Компания
  • О площадке
  • Новости
  • Медиатека
  • Мероприятия
  • Города
Контакты
119180, Россия, Москва,
1-й Хвостов переулок, д. 3а, стр. 2
   
Поиск по сайту