Каждый пятый киловатт-час в России вырабатывают атомные станции. Всего в стране сейчас работает 38 энергоблоков, среди которых и уникальная плавучая атомная станция. С прошлого года она обеспечивает электричеством и теплом Певек – самый северный город в России. О том, как работает ПАТЭС, в специальном репортаже Бориса Максудова.
Борис Максудов, корреспондент: «Если есть где-то на карте России край земли, то это точно он – город Певек – самый северный российский город. Вокруг непроходимая тундра, дальше Северный Ледовитый океан. Про такие места говорят: «Не дойти, не доехать».
До ближайшего крупного населенного пункта тысячи километров по бездорожью. Таких городов за полярным кругом в мире не больше десятка. Всё, что есть в Певеке, от продуктов питания до автомобилей, привезли либо на кораблях или самолетами, либо по зимнику.
Борис Максудов, корреспондент: «Что за знак такой: «Проверено Арктикой»?»
Максим Журбин, заместитель Главы администрации г. Певек: «Мы пытаемся брендировать технику, которая у нас здесь эксплуатируется. Выходим на производителей, предлагаемым прислать сюда для проверки эксплуатации в условиях Крайнего Севера. И после периода эксплуатации мы готовы выдавать такой знак «Проверено Арктикой».
Осматривать город отправляемся на автобусе. Проезд на общественном транспорте здесь бесплатный.
Максим Журбин, заместитель Главы администрации г. Певек: «Когда задувает сильный ветер, у нас хождение по городу, как по всем нормативам, прекращается. То есть отменяем мы занятия в общеобразовательных организациях, дошкольных организациях. Такие называются актированные дни».
Борис Максудов, корреспондент: «То есть опасно просто».
Максим Журбин, заместитель Главы администрации г. Певек: «Просто опасно. Ветер – сильный, сдувает с ног. Температура с –30 градусов может повыситься до +2».
Весь город можно проехать минут за двадцать. Последняя остановка – самая известная. Ее название выучили даже за рубежом: «ПАТЭС».
Борис Максудов, корреспондент: «Я так понимаю, многие сюда приезжают, чтобы посмотреть на это чудо».
Максим Журбин, заместитель Главы администрации г. Певек: «Очень много гостей, как российских, так и иностранных журналистов, чтобы посмотреть».
Плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» тоже доставили сюда по воде. Два года назад за его транспортировкой следил весь мир. Теперь самый северный российский порт – место его работы на ближайшие 10 лет. Даже в самый сильный шторм в этой бухте всегда штиль. Станция припаркована в самом безопасном месте, но конструкция ПАТЭС такова, что здесь готовы и к землетрясению, и к супернизким температурам. В ядерной энергетике так принято.
Кирилл Торопов, заместитель директора филиала АО «Концерн Росэнергоатом ПАТЭС», директор ПАТЭС: «Вот это пятый микрорайон, как раз который мы отапливаем. Дальше идет район «Геолог», ТЭЦЮ центральная часть города и, соответственно, порт Певек».
Борис Максудов, корреспондент: «Свой статус самого северного города оправдывает?»
Кирилл Торопов, заместитель директора филиала АО «Концерн Росэнергоатом ПАТЭС», директор ПАТЭС: «Конечно. Это суровый климат. Это суровые, но добрые душой люди. И порт, самый северный порт и восточная часть Северного морского пути. Этот порт завершает этот длинный Северный морской путь».
Попасть на территорию любой атомной станции – задача непростая. Объект режимный, и к гостям здесь отношение особое. А ведь Певек еще и приграничный город.
Длинные коридоры, перекрытия, узкие лестницы. Станция внутри – обычное морское судно, если не знать, что всего в нескольких метрах сейчас работают атомные реакторы.
Александр Миронов, начальник службы эксплуатации ПАТЭС: «Мы находимся на воде в некоем плавучем состоянии. Это совершенно безопасное и естественное для нас состояние. Наш энергоблок рассчитан на эту работу. Каждая единица оборудования блока рассчитана на работу на плавучем объекте».
На ЦПУ, центральном пульте управления, дежурная смена круглосуточно следит за работой ядерных реакторов и самого судна. Кстати, всё, что есть на борту «Академика Ломоносова», в том числе и в этой комнате, разработано российскими инженерами и программистами.
Виктор Елагин, главный инженер АО «Концерн Росэнергоатом ПАТЭС»: «Рабочее место ведущего инженера по управлению блоком реакторной установки номер один – правый борт. Ведущий инженер по управлению блоком реакторной установки номер два – левый борт».
По квалификации этот энергоблок относится к атомным станциям малой мощности, но ее энергии хватает на весь город.
Виктор Елагин, главный инженер АО «Концерн Росэнергоатом ПАТЭС»: «70 мегаватт – это очень приличная мощность. Это установленная мощность плавучего энергоблока при работе двух реакторных установок. При этом сложность управления любой реакторной установкой, что малой мощности, что большой, в общем-то она одинаковая».
Персонал станции – около 400 человек – в разы меньше, чем на наземных АЭС. Здесь же на судне помимо атомных реакторов есть и установка по опреснению воды. То, что весь мир назвал новым словом в энергетике, для российских атомщиков – будни. Ядерную энергию теперь можно доставить туда, где она больше всего нужна. Ведь мобильность – это главное преимущество ПАТЭС. Именно это больше всего и привлекает внимание зарубежных специалистов.
Виктор Елагин, главный инженер АО «Концерн Росэнергоатом ПАТЭС»: «Не важно какой мощности является реакторная установка. Главное, чтобы она работала безопасно, и чтобы все системы, обеспечивающие ее нормальную эксплуатацию, работали исправно».
Сейчас «Академик Ломоносов» получает особый экологический паспорт. Объект проверяют независимые экологи-общественники. Они следят за работой плавучей атомной электростанции чуть ли не самого ее рождения. Учёные сначала изучает обстановку внутри ПАТЭС, потом возле нее. Их задача не только сделать десятки замеров, но и пообщаться с местными жителями.
Евгений Назаров, младший сотрудник Института промышленной экологии Уральского отделения РАН: «У нас имеется сцинтилляционный блок детектирования, который определяет удельную активность естественных радионуклидов, в частности калий 40-й, торий 238-й и радий 226-й. Также он показывает мощность дозы в измеряемой точке. Сейчас мы посмотрим мощность дозы на палубе корабля».
Пусть и суровая, но арктическая природа требовательна к чистоте. Итог первой проверки общественников – нет даже намека на загрязнение.
Северный морской путь: ветер, снег, низкие температуры. Один из самых сложных маршрутов. Пройти судам сквозь толщи льда тут помогает тоже атомная энергия. Ледоколы буквально пробивают дорогу транспортным караванам. В СССР рекорд грузоперевозок по Северному морскому пути был шесть с половиной миллионов тонн. А уже за 2020 год почти 33 миллиона, то есть почти в пять раз больше. К 2024 году в планах перевозить до 80 миллионов тонн грузов.
Одна из важнейших опорных точек этого самого короткого пути из Европы в Азию – самый северный город России. И когда здесь замерзает море, даже продукты приходится доставлять самолетами, да и то с учетом погоды.
Максим Журбин, заместитель Главы администрации г. Певек: «Вот показательная плодоовощная продукция, которая у нас не датируется».
Борис Максудов, корреспондент: «Чеснок – 800 рублей. Хлеб?»
Максим Журбин, заместитель Главы администрации г. Певек: «Хлеб в зависимости от вида».
Борис Максудов, корреспондент: «От 60-ти. Лимоны – 350. Местные к таким ценам привыкли?».
Максим Журбин, заместитель Главы администрации г. Певек: «Скажем так, у нас выбора особого нет, где выбрать, где-то по дороже, где-то подешевле в магазинах. То есть всё везде по-разному. У нас планируется круглогодичное движение по Северному морскому пути. Мы надеемся, что грузы мы будем доставлять быстрее. Соответственно, это снизит цену доставки».
Рассчитанный на 30000 жителей в 90-е город почти обезлюдел. Сегодня в Певеке живет только 5000 человек. Труднодоступный, авиасообщение только чартерное, он снова в центре внимания. Второе дыхание получил в том числе благодаря новой станции, тепло, свет и новые рабочие места. В местной школе впервые за 30 лет заполняются классы.
Елена Богатырева, врио директора центра образования г. Певек: «Это, во-первых, приток людей, а в нашу школу приток детей. Семьями люди приезжают работать в наш город, приводят к нам деток – чему мы рады. Ну и, конечно, это порядок в городе. Мы видим изменения, мы видим новые объекты, которые построены. И, кстати, у нас в школе тоже».
Игорь Ранав, житель г. Певек: «Это талисман – Умка. Вот Аллёнчика мы привезли очень маленького-маленького. И вот эти две собаки его воспитали почти».
Северный олень по имени Аллён – живой символ Певека, напоминание об истории региона. Вместе с его хозяином Игорем рано вам обсуждаем новую станцию.
Игорь Ранав, житель г. Певек: «Я отношусь к этому положительно, потому что знаем, что это атом. С одной стороны, это тепло и свет в наших домах, это развитие региона».
Для Игоря эта земля в буквальном смысле родная его предки жили на соседнем острове Айон. Последние семьдесят семь лет город согревала угольная ТЭЦ. Смог и грязный от копоти снег были привычным явлением в Певеке еще совсем недавно. Сейчас ТЭЦ работает в полсилы.
Игорь Ранав, житель г. Певек: «Просто знаешь, что многие люди, которые там работают, там же пыль, силикоз как у шахтеров может развиваться. Это все-таки здоровье тех людей, которые там работают. Понятно, что они обеспечивают теплом, дают свет, но уже стоит вопрос – жизнь и здоровье этих людей стоит, которые потом отдают жизнь как бы за это тепло».
Вот уже год Певек дышит чистым воздухом, ядерная энергетика в буквальном смысле подарила второе дыхание.
Игорь Ранав, житель г. Певек: «У меня мечта. Видите этот металл? Вон автобусы. Постараюсь, можно было бы, если бы нормально привести это, можно сделать для города горнолыжку. Там вот можно было поставить домик и потом катайся на этих сноубордах или на лыжах. Надо развивать, чтобы было людям комфортно жить».
Борис Максудов, корреспондент: «Этот энергоблок считается объектом малой энергетики, но для крошечного Певека делает большое дело. Он не только его обогревает и освещает, но и делает это без вреда окружающей экосистеме. Вот даже семейство нерп успело подружиться с мирным атомом».
Рядом с плавучей атомной станцией всегда можно увидеть несколько особо любопытных нерп.
Кирилл Торопов, заместитель директора филиала АО «Концерн Росэнергоатом ПАТЭС», директор ПАТЭС: «Когда плавучая атомная электростанция стала работать и вырабатывать тепло в город, это пятый микрорайон, это практически 50 процентов отопления всего города, количество выбросов углекислого газа и золы и сократилось на 30 процентов. Это соответственно отразилось и на частоте в городе, белизне снега, и на флоре и фауне нашей акватории. У нас условно одна из нерп, зовут Валера, мы с ней общаемся. Вот, наверное, это Валера – можете передать привет его семье».
Борис Максудов, корреспондент: «Его не зря назвали «Ломоносовым». Как и свой великий тезка этот энергоблок навсегда останется первым, но далеко не последним. В России планируют построить целый флот таких плавучих атомных станций, способных работать и в Арктике, даже в тропиках. Они смогут доставлять энергию туда, где и берегов то особенное нет».
Видео специального репортажа доступно на YouTube-канале Госкорпорации "Росатом" по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=rP9q2V8GPc4